Рейтинг@Mail.ru

Задвижки в ЖКХ.

Задвижки в ЖКХ: трубопроводная запорная арматура, проверенная временем.

Промышленная трубопроводная арматура широко используется в жилищно-коммунальном хозяйстве. Теплоноситель в трубопроводах ЖКХ представляет собой двухфазную среду с твердыми включениями (это происходит из-за отсутствия устройств для удаления различных взвесей и продуктов коррозии). Задвижки в этом случае являются именно той запорной арматурой, качество и работоспособность которой проверена временем.

В ЖКХ применяются клиновые и параллельные задвижки, задвижки с выдвижным и не выдвижным шпинделем, с ручным или электроприводом, фланцевые, под приварку, полно и неполнопроходные.

Главной характеристикой задвижек следует считать конструкцию запорного органа. По форме затвора задвижки называются параллельными или клиновыми. (Шиберные и шланговые задвижки в ЖКХ применяются крайне редко).
Клиновые задвижки по конструкции запорного органа делятся на двухдисковые (с составным клином) и на задвижки с упругим или с жестким клином.

Двухдисковые задвижки являются наиболее простыми в изготовлении. Такая арматура легко поддается ремонту. Недостатком этой конструкции является большой вес – нужно разместить два диска в полости корпуса, что требует больше пространства, чем для любой другой конструкции. У таких задвижек существует высокая вероятность отказа функционирования из-за «западания» дисков, которое происходит по причине коррозии и несовершенства конструкции сочленения «шпиндель – диски».

У задвижек с упругим клином затвор выполнен в виде разрезанного клина, обе части которого связаны между собой упругим элементом. Под действием усилия прижатия, которое передается через шпиндель, упругий элемент изгибается, обеспечивая плотное прилегание обеих уплотнительных поверхностей клина к седлам. Такие задвижки обладаю гораздо большей надёжностью по сравнению с двухдисковыми. Однако их ремонт требует специального оборудования.

Минимальной по металлоемкости является задвижка с жестким (цельным) клином. Такая конструкция, в зависимости от диаметра условного прохода, в полтора-два раза легче двухдисковой. Однако при изготовлении является самой сложной. В процессе эксплуатации у таких задвижек наблюдается повышенный износ уплотнительных поверхностей, особенно при больших перепадах давлений в трубопроводе и использовании их в качестве регулирующего органа, что постепенно приводит к потере герметичности. Имеют место случаи «заедания» клина в закрытом положении. При проведении ремонтных работ исключается взаимозаменяемость клина и седел, что приводит к необходимости их полной замены.

Задвижки большого диаметра, как правило, бывают параллельными ( уплотнительные поверхности седел параллельны друг другу). Различают однодисковые и двухдисковые параллельные задвижки. Однодисковые характеризуются недостаточной герметичностью закрытия. Преимущество конструкции двухдисковых параллельных задвижек определяется: простотой изготовления, легкостью сборки и ремонта, отсутствием заедания затвора в полностью закрытом положении. Однако имеют они и существенные недостатки: большие усилия и большой расход энергии на закрытие и открытие задвижки, ускоренный износ уплотнительных поверхностей при эксплуатации с потерей герметичности закрытия.

Конструктивно также существует разделение на задвижки с выдвижным и невыдвижным шпинделем. Задвижки с невыдвижным шпинделем имеют свои преимущества. Однако с эксплуатационной точки зрения предпочтительнее применять задвижки с выдвижным шпинделем, что позволяет обеспечить: смазку пары трения «шпиндель – маховик», надежную работу сальникового уплотнения, определять причину отказа функционирования из-за нарушения сочленения «шпиндель — затвор», обеспечивает «наглядность» положения «открыто-закрыто».

Все типы задвижек имеют сальниковые уплотнения шпинделя, которые требуют периодической набивки и подтяжки. При протечках рабочей среды через уплотнения имеют место случаи коррозии резьбовых соединений болтов узла подтяжки сальника. Однако надо опасаться и перетяжки сальника, что довольно часто приводит к затрудненному управлению задвижкой, а также к облому грундбуксы узла уплотнения, что приводит к разгерметизации уплотнения и необходимости срочного ремонта.

Участки трубопроводов, на которых должны устанавливаться задвижки, могут быть и горизонтальными, и вертикальными, и наклонным. Задвижки могут устанавливаться на любом из таких трубопроводов и нормально функционировать в любом положении. Однако, задвижки с DN 500 мм и выше, предпочтительно устанавливать вертикально шпинделем вверх с целью обеспечить четкую посадку затвора на седло при закрывании задвижки

На трубопроводах ЖКХ задвижки устанавливаются либо с фланцевым соединением (наиболее распространенный тип, используемый для задвижек из любых материалов), либо под приварку (для стальных задвижек). Надо отметить, что применяемые в ЖКХ материалы уплотнений фланцевых соединений и сальников, как правило, не обеспечивают защиту от внезапных нарушений герметичности при возможных нарушениях стационарного режима течения рабочей среды (гидроударах).

Таким образом применение задвижек на трубопроводах ЖКХ определяется их незначительным гидравлическим сопротивлением при полностью открытом проходе и возможностью применения для перекрытия потоков среды большой вязкости, относительно небольшой строительной длиной, возможностью подачи среды в любом направлении. И, конечно же, ценой.

Однако задвижки имеют и ряд отрицательных качеств (это касается всех их конструктивных видов), а именно: сравнительно небольшой допускаемый перепад давлений на затворе и необходимость устройства в ряде случаев байпасных линий, значительное время открытия и закрытия, возможность получения гидравлического удара в конце хода затвора, невозможность использования в качестве регулирующего органа. Именно это приводит к тому, что в последние десять лет задвижкам в некоторых случаях предпочитают либо затворы дисковые с уплотнением в корпусе, либо шаровые краны. Впрочем говорить о полной замене задвижек, какими-либо другим типом арматуры, весьма преждевременно.

Источник: БК Промимпорт НН